Алексей Григорьевич Бойко — кандидат искусствоведения, преподаватель, сотрудник Русского музея. Доцент кафедры теории и истории архитектуры и искусства академии им. А.Л.Штиглица.

«Структурная линия».

24.03.2019

Художники Наталия Земляная и Сергей Борисов осознают себя представителями петербургского структурализма, художественного течения, формировавшегося всё ХХ столетие, и только в наше время заявившего о целостности своих программ и авторских практик. Крепкая платформа для этого единства – глубокая и пристрастная проработка наследия своих учителей и основоположников течения, рефлексия в пространстве совместных групповых и дуэтных выставок, понимание того, что именно творчество во плоти и духе суверенных языков искусства является путём постижения и воплощения мира. Их приверженность петербургскому структурализму плодотворна: мастера, обретая расцветные силы, уж не год и не два среди тех, кто обеспечивает течению современную идентичность.

Архетипические мотивы, фундаментальные бытийные процессы воплощены в картинах Наталии Земляной радостно. Светоносные энергийные формы (порою даже праздничные, ликующие, нарядные), их многослойные скрещения и агломерации органически соединены как визуальная аранжировка потаённых значений, увиденных в мироздании сосредоточенным взглядом живописца. В отличие от «подкубленных» (по слову Н.Н. Пунина) изображений русских сезаннистов начала ХХ века, произведения Наталии Земляной интегрируют исполненное, открывшееся и постигнутое в нераздельной духовно-материальной структуре художественного образа. Беспрепятственно объединяясь в циклы и серии, они всё же тяготеют к интровертному существованию: родившись изнутри первоначального пространства изобразительной плоскости, их миры, достигнув зрительского взгляда и внимания, вовлекают смотрящего вновь в свои глубины.

В отточенных границах скульптур Сергея Борисова экспансия всегда выверена и замкнута. Их органически образующиеся пределы будто в равной мере положены центробежными силами материала и давлением на него окружающей среды. Абстрагированные формы, поверхности которых подготовлены к активным зрительским ощущениям, классически полновесны, гармоничны – и вместе с тем их пластическая сущность неожиданно родственна изваяниям, мастерски освобождённым от косных масс.

Интеллектуальная подготовленность образов и воля автора зримо утверждают не какое-либо случайное, изобретённое бытие предметов, а, наоборот, в союзе с интуицией обнаруживают их подлинное присутствие в мире. Произведения, созданные из разных природных и композитных материалов, варьируют ведомые Сергею Борисову протоструктуры и, продуманно расположенные вместе, образуют вселенский статуарный театр, особенно впечатляющий благодаря цветовым акцентам и восприимчивости их объемов к светотеневой партитуре экспозиционного пространства.

Структурная линия прочерчена в искусстве художниками, дарование которых несет радость вдумчивому зрителю и обогащает санкт-петербургские художественные традиции.
Made on
Tilda